Наталия Гаврилова
об учебе в ЦМШ, о Т. Е. Кестнер и профессиональных исполнительских проблемах
Пианистка Наталия Гаврилова

Обработка видео...















Фрагмент фортепианной сонаты Арама Хачатуряна (его лицо появится на экране ближе к концу отрывка – посмотрите, как внимательно он слушает!)
За роялем пианистка Наталия Гаврилова, выпускница МГК по классу Якова Флиера и Льва Оборина, лауреат конкурсов имени Лонг-Тибо в Париже, имени Шопена в Варшаве, имени Чайковского в Москве. Очень хочется познакомить вас с этим удивительным музыкантом и очень интересной личностью: необычной, неординарной, я не побоюсь сказать - уникальной. Мне повезло немного пообщаться с Наталией Сергеевной и я рада поделиться с вами некоторыми моментами нашего разговора.
- Наталия Сергеевна, вы учились в ЦМШ у легендарной Татьяны Евгеньевны Кестнер, воспитавшей многих звёздных пианистов – Николая Петрова, Александра Могилевского, Андрея Гаврилова, Николая Луганского... Расскажите, пожалуйста, о ней. Каким она была человеком? Как общалась с вами, учениками? Хочется представить её именно как человека, увидеть её лицо сквозь строки Вашего рассказа. К сожалению, о том поколении педагогов ЦМШ мало где можно прочитать. Редкие упоминания где-то вскользь… А ведь это были, можно сказать, вершины фортепианной педагогики XX века!
- Она была очень строга к ученикам, что называется, драла три шкуры. Наши педагоги по фортепиано, Ховен и Артоболевская, лишь слегка от неё отличались. Ховен была ещё строже, а Артоболевская чуть мягче. Но насчёт вершин фортепианной педагогики вы правы. Сейчас таких нет!
Татьяна Евгеньевна предпочитала классический репертуар, отсебятину не терпела. Очень редко обсуждался выбор программы. Во всяком случае, я играла только то, что она давала — мало ли, о чём мы мечтали в ЦМШ! Всё возможное время уходило на качество исполнения.
Огромное внимание уделялось гаммам, упражнениям и этюдам, причём с такими придирками, о которых сейчас никто и не подозревает. Действительно, те цээмшовцы, кто выдержал это испытание с отличным результатом, в дальнейшем никаких проблем с техникой не испытывали. Ганон игрался на износ и на скорость. Пока три раза подряд не получится идеально.
- А как бы вы описали, что такое – учёба в ЦМШ?
- Сейчас то время, школьное, вспоминается как даже не прошлая жизнь, а поза-позапрошлая какая-то. Конечно, теперь я понимаю, что дети ЦМШ не могли быть «подарком» — ни в целом, ни по отдельности. Как наши бедные педагоги с нами справлялись и всё это терпели? Они предпочитали вылавливать и перевоспитывать хулиганов сами и делали это очень наглядно, а поводы мы им предоставляли постоянно. Музыканты — народ очень эмоциональный, а если учесть при этом, что все, как правило, обучались музыке с раннего детства и настоящего детства не имели (то есть не гуляли в выходные и по праздникам, занимались всё «свободное» время на выбранных инструментах), то в школе в любую минутку на перемене или после уроков могли отчебучить всё, что угодно. Но неугодное старшим.
Это могли быть единичные выходки или всем классом по сговору. Или группой, да какая разница! Вспоминаются и подложенные кнопки, и подпиленные ножки стульев, и игра в футбол школьными сумками, а уж про подчищенные оценки или утопленные в туалете дневники нечего и говорить!
Самым ужасным для нас было то, что каждый педагог считал свой предмет главным. Особенно физкультурник. Поблажек он нам не давал — до сих пор помню, как лыжи сдавали: в Сокольниках, снег уже почти сошёл, и мы ехали, точнее, ползли и скребли по песку.
Говорят, что Кестнер, воспитанница профессора А.Б. Гольденвейзера, знала самые действенные рецепты постановки рук. И действительно, у её учеников мы всегда отмечаем удивительно пластичные, удобные руки – настоящие львиные лапы, мягкие, эластичные, приспособленные для любого репертуара…
Давайте посмотрим уникальные кадры кинохроники: это съёмка середины 1950-х годов, на уроке у Т.Е. Кестнер будущий народный артист СССР и профессор консерватории Николай Петров, тогда просто мальчик Коля.
Коля Петров и Т Е Кестнер

Обработка видео...

- К сожалению, порой приходится слышать, что пианисты в пору учёбы или интенсивной концертной практики сталкиваются с проблемами с руками — боли, дискомфорт, ощущение, что упёрся в потолок и не можешь двинуться дальше. Вы же говорите, что могли заниматься целыми днями в случае необходимости. Знакомо ли вам, что такое переутомлённые, больные руки?
- Вернусь в 8 класс. Я тогда переиграла руки и прошла все круги ада от медсестры, которая погладила мне руки и сказала «Всё, девочка», до подпольной массажистки в подвале, которая за 20 сеансов вернула мне руки. Я тогда очень заинтересовалась, стала почитывать литературу по шиацу, именно этой системой руки мне привели в порядок. Частенько старалась помочь массажем. В очередное бесконцертье я пошла учиться на курсы массажа и закончила их. Имею диплом по мануальной терапии и рефлексотерапии. Но перед Парижем мне помогала йога. Есть специальные техники расслабления и всякое другое полезное.
- Как вы посоветуете, что делать ребятам, когда начинают болеть руки, куда обращаться, как себя спасать? Есть ли в Москве хорошие специалисты, которые могут грамотно вывести из ситуации, когда всё болит — а главное, помочь наладить более здоровые привычки в занятиях?
- Нужен узкий специалист по рукам. Я сама такой специалист и знаю, что нас очень мало. Повезёт, если найдётся. Вот совет одноразовый: если только что переиграли, на ночь больные места (где больно нажимать и мышцы жёстче, чем обычно) распарить в горячей воде, наклеить кусочки горчичника на 10 минут, снять, намазать привычной согревающей мазью и замотать в старый шерстяной свитер. Дальше надо смотреть и щупать.
- А в чём была причина болей в руках? Переутомление, высокие нагрузки? Или что-то делали неправильно в смысле техники? Это тема острая, слишком многие сейчас от этого страдают, вот мне и хочется попробовать вникнуть в причины.
- Причина была в невнимании к себе. Надо было прерываться и расслаблять мышцы, а я, как спортсмен, старалась поскорее добиться результата. Повторяла трудные места до посинения и не заметила в азарте начала зажимов. Образовались узлы в плечевом поясе. Это, кстати, считается профессиональной травмой.
- А какие вообще бывают причины возникновения проблем с руками? Может, мы ещё от чего-то сможем предупредить молодёжь?
- Нельзя начинать активно играть неразогретыми руками. Антон Рубинштейн, как известно, перед концертами распаривал руки в тазу с горячей водой. Есть смысл проверить высоту посадки: не всем, но кому-то, положение локтя чуть выше клавиатуры может очень помочь. Сидеть красиво, чувствовать спину, включая поясницу, так как именно от этих ощущений зависит подача звука. Волна энергетики должна пройти по спине вверх, в плечевой пояс и спуститься по расслабленным мышцам рук и кистей к кончикам пальцев. А вот кончики пальцев должны быть предельно чувствительны к ЖЕЛАНИЯМ пианиста и активны, как активен меч самурая, являющийся продолжением его руки.
- Спасибо, это очень важно! Как было бы хорошо, чтобы судьбы молодых ребят складывались успешно и на их пути не было таких обидных препятствий, которых вполне можно избежать…

На этом мы сейчас прервёмся, а в следующий раз поговорим с Наталией Сергеевной о концертном волнении и способах его преодоления. Это ещё одна горячая тема, которая касается, пожалуй, каждого музыканта, которому приходится выходить на сцену.